Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители — первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.
Семья — школа чувств. Наблюдая за отношением взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребёнок приобретает нравственно-эмоциональный опыт. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает в детстве — положительные или отрицательные; какие проявления взрослых наблюдает: заботу, доброту, сердечность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Всё это своеобразная азбука чувств, первый кирпичик в будущем становлении личности человека.
Там, где ребёнок равноправный член семьи, причастен к её делам, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определённые обязанности, создаются более благополучные условия для формирования у него активной положительной жизненной позиции
В семье, которая испытывает житейские сложности, родители раздражены, и это раздражение, как волна, накрывает душу ребёнка. Закручивается некая пружина, и в какой-то момент раскручивается, ударяет. Этот удар может прийтись по отношению к сверстникам и по самим родителям — так ребёнок протестует против негатива, его окружающего.
Идеальный ребенок (по мнению опрошенных родителей)— это ребенок, который:
- Слушается во всем своих родителей;
- Выполняет все то, что ему поручают в школе и дома;
- Помогает старшим братьям, сестрам и взрослым, не обижает младших;
- Умеет отвечать за свои поступки;
- Самостоятелен и активен;
- Имеет друзей и дорожит ими;
- В любой ситуации всегда говорит правду;
- Дорожит своей семьей , родными и близкими ему людьми, бережно относится к своим родителям;
- Имеет в доме свои обязанности и ответственно к ним относится;
- Знает материальные возможности семьи и старается их придерживаться;
- Умеет и хочет трудиться, с раннего детства определяет, чего он хочет добиться в жизни.
Идеальными родителями (из 100 опрошенных учащихся) считают:
- Понимают своих детей (78 учащихся);
- Любят своих детей (60 учащихся);
- Помогают решать проблемы (23 учащихся);
- Не кричат на своих детей (60 учащихся);
- Готовы к тому, чтобы всегда выслушать и поддержать своих детей (82 учащихся);
- Не читают нотации (20 учащихся);
- Не пьют (18 учащихся).
Это исследование показало, что зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании ребенка.
Для этого достаточно всем членам семьи выполнять следующие очень простые правила, которые, однако, требуют определенных усилий от всех членов семьи:
Как можно меньше злиться и ворчать друг на друга по поводу и без повода,
Не увлекаться критикой; Маленькому и большому человеку гораздо приятнее узнавать о себе как о хорошем человеке, чем как о плохом.
Постоянно демонстрировать внимание своим родным и близким людям.
Только в таком случае можно рассчитывать на ответное внимание.
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы!
Памятка для родителей:
Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Эти ролики сняли для вас, уважаемые родители, ваши дети. Посмотрите, подумайте...