О системе дошкольного образования Узденского района

Система дошкольного образования Узденского района - это динамично развивающаяся система, основными направлениями деятельности которой являются:

повышение доступности и вариативности образования с учетом образовательных потребностей воспитанников;

обеспечение здоровьесберегающего процесса в учреждениях на основе межведомственного взаимодействия;

совершенствование качества образовательного процесса, обеспечение его коррекционной направленности при работе с детьми  с особенностями психофизического развития;

создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей лиц с особенностями психофизического развития;

системная и последовательная работа по формированию инклюзивной культуры всех участников образовательного процесса.

 

В Узденском районе реализуется системный подход в развитии системы дошкольного образования, обеспечивается его доступность, вариативность, создание безопасных и здоровьесберегающих условий.

В 2022/2023 учебном году функционируют 16 учреждений: 11 учреждений дошкольного образования (10 детских садов, 1 дошкольный центр), 5 учреждений общего среднего образования со структурными подразделениями «ясли-сад».

В учреждениях образования дошкольное образование получают 967 воспитанников. Функционирует 57 групп. Из них:

1 санаторная разновозрастная группа (ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда»);

5 специальных для детей с тяжелыми нарушениями речи (ГУО «Детский сад № 1 г. Узда», «Детский сад № 3 г. Узда», «Озерский детский сад Узденского района», «Кухтичский детский сад Узденского района», «Дещенская средняя школа Узденского района»);

 7 интегрированного обучения и воспитания (ГУО «Детский сад  № 3 г. Узда» (2 гр.), «Нёманский детский сад Узденского района», «Хотлянский детский сад Узденского района», «Королёвская начальная школа Узденского района», «Сутковская базовая школа Узденского района», «Зеньковичская базовая школа имени А.И.Якимовича Узденского района».

В 26 группах образовательный процесс осуществляется на белорусском языке.

Функционирует 41 вариативная форма дошкольного образования с режимом кратковременного пребывания для 194 детей: материнская школа, адаптационные группы, прогулочные группы, группы утреннего приема, вечерние группы, группы выходного дня, сезонные площадки. К услугам родителей воспитанников предоставлены дежурные группы.

Школьными автобусами организован подвоз к учреждениям образования для 53 воспитанников.

Принятые меры в 2022 году позволили увеличить охват дошкольным образованием детей:

от 1 года до 6 лет выполнен целевой показатель на 85,9 %, плановый показатель – 69,0 %;

от 3 до 6 лет  выполнен целевой показатель на 113,8 %, областной показатель – 107,0 %.

Норматив социального стандарта обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования в районе выполнен на 92,3%, норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в школе – 100,4 %, норматив бюджетной обеспеченности расходов на одного воспитанника в учреждениях городской и сельской местности составляет 5330,98 рублей в год.

В условиях учреждений дошкольного образования реализуются разные виды детской деятельности. 349 воспитанников 4-6 лет получают дополнительные образовательные услуги в группах по интересам различных профилей.

Приоритетным в деятельности учреждений дошкольного образования является создание здоровьесберегающей среды для повышения качества физкультурно-оздоровительных, профилактических мероприятий, что позволяет не только укреплять здоровье каждого воспитанника, но и формировать представления о здоровом образе жизни. Предусмотрены формы сотрудничества с семьями воспитанников по данной теме, оформлены тематические центры в группах по изучению правил безопасного поведения. Показатели заболеваемости детей в учреждениях дошкольного образования за последние годы свидетельствуют о сохраняющейся тенденции ее снижения. С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников в учреждениях организован пропускной режим, установлено видеонаблюдение.

С целью оперативного информирования родительской общественности о предоставляемых учреждением образовательных услугах и организации образовательного процесса используются  в работе официальные web-сайты. Услуги хостинга на платформе «Веб-мастерская» оказываются для 6 официальных сайтов учреждений образования, на платформе «Schools.by» – для 10 учреждений образования района. Сайты регулярно пополняются новой информацией, обновляется новостная лента. Для педагогических работников функционирует виртуальный методический кабинет, востребованы блоги специалистов (ГУО «Детский сад № 3 г. Узда»), онлайн-кабинеты педагогов-психологов (ГУО «Детский сад № 3 г. Узда», «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда»).

Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования осуществляется в соответствии с учебной программой дошкольного образования, образовательным стандартом дошкольного образования на белорусском и русском языках. Использование современных образовательных технологий способствует достижению качества образовательного процесса. Внедряются в образовательный процесс современные технологии ОТСМ-ТРИЗ-технологии, Информатика без розетки, методика раннего обучения чтению, счету и письму А.Н.Зайцева, лего-конструирование,  информационно – коммуникационные технологии.

С 1 сентября 2022 года в ГУО «Детский сад № 3 г. Узда» реализуется модульный педагогический проект «Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста средствами визуализации». В 2021/2022 учебном году данное учреждение успешно завершило работу над модульным педагогическим проектом «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами алгоритмики», что было отмечено специальным дипломом главного управления по образованию Минского облисполкома. В этом же году ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда» завершило работу по реализации экспериментального проекта «Апробация содержания занятий по формированию коммуникативно-познавательных и творческих умений детей старшего дошкольного возраста посредством технического конструирования (робототехники)».

В учреждениях образования Узденского района организована целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию участников образовательного процесса. Создана районная интерактивная карта учреждений дошкольного образования «Растим маленького патриота». На сайтах учреждений образования создана аналогичная закладка для педагогов  и родителей,    в которой размещены «Тематические дни и недели», «Маршруты выходного дня», «Онлайн-экскурсии», «Наш мини-музей», «Малая Родина в творчестве дошколят», «Играем – историю, традиции страны изучаем», «Встречи с писателями Узденщины».

Образовательный процесс осуществляют 134 педагогических работника. Ежегодно повышается их образовательный и квалификационный уровень: 62,7 % имеют высшее образование; 64,9 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории. Доля воспитателей дошкольного образования, которые имеют образование по направлению «Педагогика детства» составляет 58,2 %. 5 педагогов (4 %) повышают образовательный уровень в высших учебных заведениях страны.

Результаты работы педагогов системы дошкольного образования представлены на международных, республиканских, областных и районных мероприятиях (за 2022 год – 28 дипломов педагогов,  18 дипломов воспитанников). Популяризация педагогических находок находит свое отражение  на страницах районной газеты «Чырвоная зорка», областного журнала (и канала мессенджера Telegram) «Образование Минщины», в международных сборниках научных статей.

В приоритете основных позиций развития системы дошкольного образования Узденского района сохраняются: гуманизация направленности педагогической работы, дифференциация и индивидуализация, демократизация, предоставление равных образовательных возможностей для обучающихся, динамизм и вариативность.