Система дошкольного образования Узденского района – это динамично развивающаяся система, основными тенденциями развития которой являются:
ориентация на личность воспитанника в целях наиболее полного раскрытия его способностей, возможностей и удовлетворения образовательных потребностей;
компетентностный подход в образовании (помощь воспитанникам в приобретении компетенций, необходимых для получения социального опыта, подготовки к продолжению образования);
объединение обучения и воспитания на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, исторических, национально-культурных традиций и принятых в обществе правил и норм поведения;
реализация принципа инклюзии в образовании.
В Узденском районе реализуется системный подход в развитии системы дошкольного образования, обеспечивается его доступность, вариативность, создание безопасных и здоровьесберегающих условий.
В 2024/2025 учебном году функционируют 16 учреждений: 10 учреждений дошкольного образования (9 детских садов, 1 дошкольный центр), 6 учреждений общего среднего образования со структурными подразделениями «ясли-сад».
В учреждениях образования района дошкольное образование получают 867 воспитанников. Принятые в 2024 году меры позволили увеличить охват дошкольным образованием: процент охвата детей от 1 года до 6 лет дошкольным образованием составляет 85 %. Норматив социального стандарта обеспеченности детей раннего и дошкольного возраста местами в учреждениях дошкольного образования в районе выполняется на 104,9 %, норматив бюджетной обеспеченности расходов на одного воспитанника в учреждениях городской и сельской местности составляет 7485,65 рублей в год (утвержденный минимальный норматив 1170 рублей в год), норматив охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению в школе составляет 100%.
Функционируют 56 групп. Из них:
2 санаторные группы (ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда»);
6 специальных групп для детей с тяжелыми нарушениями речи (ГУО «Детский сад № 1 г. Узда», «Детский сад № 3 г. Узда» (2 гр.), «Озерский детский сад Узденского района», «Кухтичский детский сад Узденского района», «Дещенская средняя школа Узденского района»);
10 групп интегрированного обучения и воспитания (ГУО «Детский сад № 3 г. Узда» (2 гр.), «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда», «Хотлянский детский сад Узденского района», «Нёманская средняя школа имени И.Д.Гурского» Узденского района, «Королёвская начальная школа Узденского района» (2 гр.), «Сутковская базовая школа Узденского района», «Зеньковичская базовая школа имени А.И.Якимовича Узденского района».
В 25 группах образовательный процесс осуществляется на белорусском языке. Доступность дошкольного образования обеспечивается посредством 7 групп кратковременного пребывания с режимом работы от 2 до 7 часов («Материнские школы», адаптационные группы, прогулочные группы).
Школьными автобусами организован подвоз к учреждениям образования для 64 воспитанников из 24 населенных пунктов.
В условиях учреждений дошкольного образования реализуются разные виды детской деятельности. 169 воспитанника от 2 до 6 лет получают дополнительные образовательные услуги в 21 группе по интересам художественного, естественно-математического, физкультурно-спортивного, эколого-биологического, общественно-гуманитарного, технического профилей. Созданы детские объединения: детское лесничество «Лесничок» (ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда»), отряд юных инспекторов движения «Светофор» (ГУО «Детский сад № 2 г. Узда»), отряд юных спасателей-пожарных (ГУО «Детский сад № 3 г. Узда»).
Одним из важных показателей, характеризующих деятельность системы дошкольного образования, является здоровье детей и индивидуальная динамика развития каждого ребенка. С целью обеспечения здоровьесберегающих условий в учреждениях дошкольного образования района осуществляется межведомственное взаимодействие с территориальными организациями здравоохранения. Совершенствуется качество медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанников. Проводимая учреждениями образования работа по развитию и укреплению здоровья воспитанников способствует снижению районного показателя «Пропуск дней по болезни одним ребенком», который на сегодняшний момент составляет 1,5 д/д.
С целью формирования основ безопасной жизнедеятельности воспитанников в групповых помещениях оформлены уголки безопасности, создаются комнаты безопасности, с воспитанниками и родителями проводится целенаправленная профилактическая работа. С целью обеспечения безопасных условий пребывания воспитанников в учреждениях организован пропускной режим, установлено видеонаблюдение.
Использование педагогами современных образовательных технологий и методик способствует достижению качества образовательного процесса. Внедряются в образовательный процесс ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии, «Информатика без розетки», STEM-подход, лего-конструирование и робототехника, информационно-коммуникационные технологии, технологии визуализации обучающего материала. В 2024/2025 учебном году на базе учреждения образования «Узденский детский сад № 3 г. Узда» завершается реализация областного модульного педагогического проекта «Развитие интереса к произведениям художественной литературы у детей дошкольного возраста средствами визуализации». Учреждения образования «Детский сад № 3 г. Узда», «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда» – участники образовательного проекта «Информатика без розетки» при поддержке Парка высоких технологий. На протяжении последних лет в учреждениях обеспечивается реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи «Информатика без розетки» (естественно-математический профиль, повышенный уровень изучения образовательной области «Информатика»), направленная на развитие логического мышления и формирование алгоритмических умений детей старшего дошкольного возраста без использования компьютера. С 2024 года учреждение образования «Детский сад № 3 г. Узда» включилось в апробацию программы дополнительного образования детей и молодежи «Информатика без розетки - для каждого ребенка» (естественно-математический профиль, базовый уровень изучения образовательной области «Информатика»), разработанную ГУ «Секретариат Наблюдательного совета Парка высоких технологий».
В работе учреждений дошкольного образования района сложились традиции проведения брендовых мероприятий. Среди них фестивали «Я-исследователь», «Безопасное детство», неделя охраны детства «Детство - это ты и я», районный гала-концерт юных участников фестиваля «Звездный старт», посвященный международному дню защиты детей, конкурс среди учреждений дошкольного образования «Пространство счастливого детства: лучшая тематическая площадка (игровая площадка, экологическая лаборатория)» и т.д. Поддержана педагогическим сообществом района идея проведения ежегодной фэст-недели театрального искусства «Первые роли» с участием детских писателей Узденщины. Театральные постановки с участием детей и родителей, конкурс чтецов, выставки рисунков по сказкам, авторским произведениям – это неполный перечень идей, которые реализуются в рамках тематической недели. Кураторство данной работы осуществляет районный ресурсный центр, работающий по направлению развития творческих способностей воспитанников посредством организации театрально-игровой деятельности, размещенный на базе ГУО «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда».
Инициативная группа руководителей учреждений образования разработала брендовую систему методического сопровождения кадров района. Методический навигатор 4 D (доходчивость, доступность, достоверность, достигаемость) – штурман профессионального образования педагога (так звучит рекламный слоган). Брэнд начал свою работу в августе 2024 года, но уже сегодня о нем можно говорить как о некой сложившейся системе методической работы района, которая начинает приобретать более многогранные профессиональные черты. Система работы Методического навигатора предусматривает направления деятельности, которые логично перетекают от одного к другому: Школа ранней профориентации – Методическое волонтерство – Мыслим, решаем, действуем: вектор на результат! (предусматривает инновационный подход к деятельности методических объединений района) – Вершины успеха (конкурсное движение) – Методический бенефис «Инноватор» – Мотиватор.
В учреждениях образования организована целенаправленная работа по гражданско-патриотическому воспитанию. В каждой возрастной группе созданы центры гражданско-патриотического воспитания. В поддержку областной инициативы в дни государственных праздников и общереспубликанских праздничных дней учреждения дошкольного образования стартуют в марафоне гражданско-патриотических акций «Мы знаем! Мы помним! Мы гордимся!». Тематические мероприятия проводятся с освещением в средствах массовой информации, на сайтах учреждений образования, управления по образованию, социальных сетях. Созданный на базе ГУО «Детский сад № 3 г. Узда» районный ресурсный центр по гражданско-патриотическому направлению содержит информационную базу педагогического опыта и практик, обеспечивает свободный доступ к банку методических материалов по указанному направлению, предусматривает информационно-консультационную поддержку педагогов района.
Формированию инклюзивной культуры участников образовательного процесса способствует сложившаяся в районе система воспитательной работы, позволяющая осознать роль каждого участника в данном процессе. Сделан акцент на способах организации совместной деятельности воспитанников с особенностями психофизического развития и нормально развивающихся сверстников, формировании представлений, правил, ценностей и моделей поведения у детей. Поддержанию положительного эмоционального самочувствия воспитанников способствуют проводимые мероприятия: районный фестиваль «Зажги свою звезду», тематические дни, посвященные Международному дню инвалидов, Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, участие педагогических работников и родителей в конкурсе на лучший социальный видеоролик «Такие, как все!»
Одним из ключевых ориентиров современной системы специального образования на уровне дошкольного образования является создание специальных условий для разностороннего развития, социальной адаптации и интеграции в обществе каждого воспитанника. В связи с чем, в каждом учреждении образования района совершенствуется адаптивная образовательная и безбарьерная среда, обеспечивающая удовлетворение особых образовательных потребностей воспитанников.
Образовательный процесс в учреждениях дошкольного образования района осуществляют 134 педагогических работника. Ежегодно повышается их образовательный и квалификационный уровень: 62,7 % имеют высшее образование; 68,6 % педагогов имеют высшую и первую квалификационную категории. Доля воспитателей дошкольного образования, которые имеют образование по направлению «Педагогика детства» составляет 72,7 %. 2 педагога повышают образовательный уровень в высших учебных заведениях страны. На сайтах учреждений образования функционируют информационно-методические кабинеты, востребованы блоги специалистов (ГУО «Детский сад № 3 г. Узда»), онлайн-кабинеты педагогов-психологов (ГУО «Детский сад № 3 г. Узда», «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда»).
Результаты работы педагогов системы дошкольного образования представлены на международных, республиканских, областных и районных мероприятиях (за 2023/2024 год – 28 дипломов педагогов, 26 дипломов воспитанников). Популяризация педагогических находок находит свое отражение на страницах районной газеты «Чырвоная зорка», областного журнала (и канала мессенджера Telegram) «Образование Минщины».
По итогам областного конкурса «За достижение высоких показателей в развитии образования» на лучшую организацию работы в учреждениях образования по итогам 2023 года победителем в номинации «Лучшее учреждение дошкольного образования» среди учреждений дошкольного образования Минской области» признано государственное учреждение образования «Дошкольный центр развития ребенка «Вясёлка» г. Узда».
В приоритете основных позиций развития системы дошкольного образования Узденского района: гуманизация направленности педагогической работы, дифференциация и индивидуализация, демократизация, предоставление равных образовательных возможностей для обучающихся, динамизм и вариативность.